Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.57.69.005
УДК: 376.112.4
ББК: 74.100.55
И. Г. Галянт ORCID
Доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы арт-педагогики в области коррекции детского аутизма; представлен обзор основных идей исследователей по проблеме детского аутизма; рассматриваются арт-терапевтические методы, используемые в   коррекционной работе с детьми. Цель статьи ― обосновать и раскрыть эффективность арт-терапевтических методов коррекции детского аутизма, способствующих самоидентификации, адаптации, социализации, творческого самовыражения и самореализации детей с расстройствами аутичного спектра (РАС).

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по изучению особенностей развития аутичных детей, а также арт-терапевтические методы коррекции детского аутизма.

Результаты. Автором выявлены и описаны эффективные арт-терапевтические методы коррекционной работы, имеющие социализирующую, психопрофилактическую и компенсирующую нацеленность, которые могут быть перспективными в комплексном внедрении в коррекционно-развивающем  и компенсирующем обучении детей в условиях дошкольного образовательного учреждения или домашнего воспитания. 


Обсуждения. Акцентируется внимание на арт-терапевтические возможности искусства как средства коррекции и психологического сопровождения детей, имеющих проблемы  социализации, познавательных процессов и психологической стабильности.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация арт-терапевтических методов будет способствовать адаптации, социальной коммуникации творческому самовыражению детей с расстройствами аутичного спектра.

Ключевые слова

детский аутизм, расстройства аутичного спектра,  психолого-педагогическое сопровождение, коррекция, арт-педагогика, арт-терапевтические методы

Основные положения

– определены основные проблемы детского аутизма;

– выявлены особенности развития детей с расстройствами аутичного спектра для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения и коррекции нарушений;

– разработаны арт-терапевтические методы коррекции детского аутизма, способствующие процессу самоидентификации, самопринятию, адаптации, социализации, творческому развитию  детей с расстройствами аутичного спектра.

Цитировать публикацию

Галянт, И. Г.  АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА [Текст] / И. Г. Галянт, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 65-77. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.57.69.005.

Библиографический список

1. Башина В. М. Аутизм в детстве.– М. : Издательство «Медицина», 1999. 240 с. (Серия «Библиотека практикующего врача»). – ISBN 5-225-04534-0.

2. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. – 256 с.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М. : Просвещение, 1991. – 96 с. – ISBN 5-09-003454-0.

4. Детский аутизм : хрестоматия / сост. Л. М. Шипицина. – СПб. : Международный институт семьи и ребёнка им. Р. Валленберга, 1997.− 254 с.

5. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей : учебное пособие. М. : МГУ, 1985. –148 с.

6. Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детс-кого аутизма», или синдроме Каннера, у детей : хрестоматия : в 2 томах / ред. В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская. Том 2 : Психология аномального развития ребенка. Москва : ЧеРо; Издательcтво Московского университета; Высшая школа, 2002. С. 458–465.

7. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М. : Теревинф. 2005. – 288 с. – ISBN 978-5-901599-16-7, 5-901599-16-0 (Серия «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи»).

8. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play. British Journal of developmental psychology. 1987. Vol. 5, pp. 139–148.

9. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 274 с.

10. Копытин A. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М. : Когито-Центр, 2007. – 260 с.

11. Крамер Э. Арт-терапия с детьми : пер. с англ. Г. Н. Нилова, Е. Д. Пройдакова. 2-е изд. М. : Генезис, 2014. – 319 с.

12. Медведева Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Медведева Е. А. [и др.]. М. : Академия, 2001. - 246 с.

13. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие. М. : Издательство «Когито-Центр». 2014. – 336 с. (Серия «Университетское психологическое образование»). – ISBN 978-5-89353-423-8.

14. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : Теревинф, 2004. – 136 с. (Серия «Особый ребёнок»). – ISBN 5-901599-21-7.

15. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. P. 410.

 

16. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. М. : «Когито-Центр», 2008. – 288 с.

17. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2001. ‒ 448 с.

18. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детс-ких психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006 – 160 с.

19. Либлинг М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме // Дефектология. 2014. № 3, С. 30–44.

20. ПетрушинВ. И.Музыкальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 380 с. – ISBN 978-5-534-05289-3.

21. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5–7 лет творчества в танце : пособие для музыкальных руководителей детских садов. М. : Издательство «Гном и Д», 2002. – 120 с. – ISBN 5-296-00291-1.

22. Галянт И. Г. Организация жизненного пространства детей в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы дошкольного образования: основ-ные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: : сб. материалов XIV Международной науч.-практ. конф., 04 мая 2016 г. Челябинск : Издательство ЗАО «Цицеро», 2016. С.116–121. – ISBN – 978-5-91283-714-2.